Рыбалка в Англии

Планируя свою поездку на Открытый чемпионат Уэльса по спортивному ориентированию в качестве участника соревнований, я очень надеялся, что в плотном их графике представится возможность где-нибудь порыбачить, но я никак не ожидал, что доведется половить на таком большом количестве водоемов.

Во-первых, повезло с водителями. Спорткомитет России для команды Москвы выделил автобус, на котором 25 человек команды и 20 человек группы поддержки совершали это увлекательное путешествие. Водители оказались рыболовами и имели с собой достаточный запас различных снастей. Во-вторых, соревнования шли шесть дней, плюс день тренировки и два дня отдыха. Все этапы соревнований проводились в разных районах Уэльса. В-третьих, наша команда выбила себе утренние старты, поэтому после тринадцати часов мы уже мчались в какое-нибудь ближайшее местечко, славившееся своими природными, культурными или историческими достопримечательностями. И в то время как все наши отдавались обычному для приезжих туристов отдыху: смотрели соборы, замки, дворцы и т. п., мы с водителями искали любую возможность половить рыбу в реках и озерах, которых так много в гористом ландшафте Уэльса.

Под стенами Каерфильского замка. После первого дня соревнований нас привезли в город Каерфильд полюбоваться боевым замком постройки XII века. Автобус поставили на платной автостоянке у реки Moat. Группа сразу направилась к замку, который серой громадиной виднелся между прибрежных плакучих ив, а мы с водителями – Юрой и Анатолием – вначале пробрались через прибрежный кустарник, чтобы взглянуть на реку. Не найдя подходящего места, пошли вдоль реки. Переходя каменный мост, увидели мальчишек, удивших под его сводами в отвес на поплавочную удочку. Из разговора с ребятишками выяснили, что в реке Moat водятся щука, лещ, карп, усач, окунь, плотва, линь и другая рыба. Дневной билет на ловлю в реке можно приобрести в рыболовном магазине, расположенном через дорогу напротив замка. Стоит он всего 1 фунт стерлингов. На мой вопрос, как клюет, один из мальчиков кивнул головой и подбросил в глубокую прозрачную воду горсть разноцветных опарышей. Тут же я увидел выплывших из тени моста рыбешек, которые стали жадно хватать тонущий корм. Неторопливо мальчуган подбросил жирующим рыбам красного опарыша на крючке – и вот довольно крупная плотвица, вынутая из воды, забилась, сверкая серебром боков. Кроме плотвиц, в садке у ребят оказалось несколько стограммовых окуней, которые также хорошо брали на опарыша.

Анатолий с Юрой остались рыбачить с ребятами, а я пошел покупать билеты на ловлю. У крепости река широко разливается и разделяется на два рукава, омывая каменные стены со всех сторон. Сразу становится заметно, что река подпружена плотиной. По берегам сидело много рыболовов, в основном группами расположились подростки. У них было довольно приличное рыболовное снаряжение: матчевые или фидерные удочки, большие ящики для снастей, несколько коробочек с насадками – как правило, маринованная кукуруза и разноцветные опарыши. Все охотно отвечали на вопросы, демонстрировали, вынимая из длинных садков, свои трофеи. Так я сфотографировал группу веселых подростков с подлещиками.

За мостом, ведущим в главные ворота крепости, у ровной стены осоки я увидел двух мальчуганов, рыбачащих на спиннинг. У одного на конце кевларового поводка была джиг-головка с большим зеленым твистером, другой ловил на поверхностный воблер, проводя его вдоль края осоки. На мой любопытствующий вопрос тот, что ловил на воблер, продемонстрировал мне свой трофей. Я ахнул, когда он из опущенного в воду садка извлек примерно семикилограммовую щуку. В тот день я потерял большую часть времени на общение с молодыми рыболовами, когда вернулся к водителям, у них в садке уже плавало несколько окуней и плотвичек. Вечером в палаточном городке мы готовили на газовой горелке русскую уху из английской рыбы.

К северу от Брекона. Второй этап соревнований состоялся в заповедном местечке, расположенном в 45 км на север от нашего базового палаточного лагеря (г. Брекон). На обратной дороге мы остановились в маленьком городке Builth wells, через который протекает река Wye. Автостоянка здесь также располагается вблизи набережной с видом на старинный арочный мост, и в то время когда все ринулись за покупками в город, мы с водителями стали размышлять, как подобрать ключик к секретам реки. А ловить здесь было не просто: вода мутноватая и быстрая. К тому же в этот раз прикормку купить не успели, а ту, что была, уже израсходовали. У водителей оказался батон белого хлеба. Мы стали его замешивать с землей, разводя речной водой в небольшом ведерке, и подбрасывали в воду, создавая кормовую дорожку, над которой делали проводку поплавочной оснастки с насаженным на крючок катышем хлеба. Выяснить, где купить билет на право ловли, мы не смогли, поскольку вблизи рыболовов не было, и только двое рыбачили на противоположном берегу. Поэтому вскоре пойманных пять крупных пескарей мы отпустили в реку. Хотелось поймать более крупную рыбу, и Юра полагал, что для быстрой реки предгорий лучшая насадка червь. Но я, по возможности аккуратно изрыв палочкой ухоженный берег, так и не смог найти ни одного, хотя у воды были скопления сухих листьев. Наконец Анатолий, надолго уйдя вдаль по берегу, вернулся с двумя красными подлистниками. Одного он отдал Юрию, который ловил в заводинке за кустами, а на второго стал ловить сам впроводку. Юрий сидел тихо поодаль от нас, и вдруг мы заметили, как он борется с крупной рыбой. Подойдя ближе, мы увидели, что он вывел на поверхность воды приличного язя. Тот не хотел сдаваться, стремясь уйти в сторону, но Юрий грамотно его утомил, однако берег был обрывист, а подсака у нас не было. Словом, ушел язь. Естественно, мы расстроились, но не надолго, поскольку вскоре подошел человек в штатском и попросил предъявить нам билеты на право ловли. Таковых у нас не было. Он стал оглядывать наши места, видимо, пытаясь обнаружить садок или ведерко с рыбой, и, ничего не найдя, сказал, чтобы мы уходили, поскольку без разрешения ловить нельзя. Мы спросили, где его купить. Оказалось, что в любом городке Уэльса билет на право ловли можно приобрести в каждом почтовом отделении. Причем продаются недорогие билеты на конкретные водоемы, а также карточки, по которым можно ловить на всех разрешенных водоемах Уэльса. Так, недельный абонемент на реку Wye стоит 12 фунтов.

Море лебедей. Город Swansee находится на западном побережье Уэльса и переводится как «море лебедей». Он расположен в глубине красивейшей бухты, славящейся своими песчаными пляжами и окаймляющими ее скалистыми берегами. Говорят, что во время перелета в бухте скапливается большое количество лебедей, отчего город и получил свое название.

Мы приехали сюда в день отдыха после трех дней соревнований. Наши ребята надеялись искупаться в море, но было время прилива, и на пляжах висели флаги, сигнализирующие о том, что в такое время купаться запрещено. К тому же вдоль берега курсировал джип береговой спасательной службы.

На этот раз водители не проявили рыболовной активности и направились с остальными туристами в город. Я же, взяв телескопический спиннинг и всевозможные оснастки к нему, отправился в сторону маяка, видневшегося на оконечности бухты. Через полтора километра ходьбы приблизился к длиннющему пирсу, построенному на очень высоких сваях. У входа на пирс стояла будка с билетером и висела табличка, что вход сюда платный, а день рыбалки стоит 3 фунта. Заплатив эту небольшую плату, прошел к рыболовам. А их здесь оказалось порядочное количество. С середины пирса ловили в основном донными снастями. Морские донки, как правило, имеют длинные удилища быстрого строя и оборудованы большими инерционными катушками. Кормушки чаще всего не применяются. Обычная оснастка – патерностер, когда к концу лески привязано грузило, а выше его установлены поводки с крючками. Иногда дополнительный поводок крепится ниже тяжелого скользящего грузила. Морские донки забрасывают обычно с берега и очень далеко, примерно на 80—100 м. С пирса же рыболовы в основном делали ближние забросы, потому что больше рыбы скапливается у свай, где она питается обрастаниями в виде мидий и других моллюсков, ракообразными и снующими здесь в большом количестве мелкими рыбешками.

Я поинтересовался у одного из рыболовов, какую рыбу он рассчитывает поймать, и тот любезно продемонстрировал мне свой первый трофей – килограммового лаврака, именуемого в Великобритании морским волком. Рыболов также показал и наживку – у него на ладони извивались вынутые из канны небольшие змеевидные рыбешки, типа нашего вьюна, только серо-зеленого цвета. Он сказал, что это первейшая насадка для морского волка, а пускать рыбешек нужно не только у дна, но и необходимо пробовать для ловли другие горизонты, поскольку эта рыба иногда рыщет и там в поисках пищи. Для этого он использует передвигающиеся по леске поводки. Некоторые рыболовы ловили донками на морского червя, которого роют на здешних пляжах во время отлива. Их трофеями становилась чаще всего кефаль, мелкая камбала, морской карась и другая рыба, пригодная для приготовления вкусных блюд.

Я вышел на край пирса. Здесь разместилось наибольшее количество рыболовов. Большинство из них успешно ловили довольно крупную ставриду, используя ярус с насадкой из кусочков рыбьего мяса или «самодур». А я как раз и рассчитывал на эту последнюю снасть, которая припасена у меня для ловли черноморской ставриды и которую я на всякий случай прихватил с собой, ведь она на мотовильце много места не занимает. Правда, мой «самодур» отличался от тех, какими ловили местные. У них всего по 3–5 поводков, и расстояние между ними большое, а на крючках красные кембрики с острыми хвостиками, свисающими ниже крючка. На моем же «самодуре» десять крючков, а на их цевье надеты белые кембрики. Я надеялся, что этой снастью сумею поймать хоть какую-нибудь рыбешку, а потом разделаю ее на филе и буду ловить на мясо рыбы. Но, совершив вблизи дна несколько манипуляций своей снастью, я очень быстро поймал первую скумбрию граммов на 300, потом вскоре попалась вторая. И я понял, что мой «самодур» работает не хуже тех, которыми ловили местные. Правда, потом, когда я пригляделся внимательные, оказалось и другие рыболовы экспериментировали с вариантами оснастки. У одних к крючкам был подвязан люрекс, у других крючки с красными кембриками чередовались с крючками, на которые были надвинуты белые кембрики. Некоторые ловили вообще на голые золотистые крючки. Скумбрия продолжала клевать с переменным успехом, и к тому времени, когда нужно было идти к автобусу, возле меня уже лежал увесистый пакет, в котором толкались боками упитанные рыбины.

При подходе к автостоянке я увидел, как джип буксирует из воды на специальном прицепе катер. В катере восседал счастливый рыболов, а по бортам торчали рыболовные снасти. Когда катер поравнялся со мной, я дал понять рыболову, что хочу его сфотографировать. Он приветливо поднял руки, а потом взял со дна и показал мне морского волка килограммов на шесть весом. Я сделал снимок и подошел узнать, где и на что ловил этот счастливчик. Оказалось, что он рыбачил в 3 милях от берега на глубине 60 футов (20 м) на донки. Насадкой служил тот же самый вьюнообразный живец – их у него в канне плавало множество. Еще мне рыболов рассказал, что лучше всего крупного морского волка ловить ночью, но для такой ловли нужно специально готовиться. Я, кстати, вскоре на набережной увидел рыболовов с закинутыми далеко в море донками и приготовленными для ночной ловли фонарями типа «летучая мышь». А моя скумбрия, конечно, покорила всех наших спортсменов – запеченная на углях мангала в фольге она была великолепна!

Liand rindod и озеро без названия. Когда мы заехали на несколько часов в этот городок, я первым делом осведомился у местных жителей, есть ли здесь какой-нибудь рыбный водоем, и первые встречные указали направление на парк, в котором оказалось великолепное, почти круглое озеро, площадью примерно гектаров двадцать – названия оно не имело. Через каждые пятьдесят метров от берега выступали небольшие, пронумерованные помосты для рыболовов. У меня было два часа времени и прихваченная у водителей поплавочная удочка.

Сидевший на одном из помостов рыболов, у которого в садке, кстати, плавал приличный карп (он ловил фидером на кукурузу), сказал мне, что билет на ловлю и насадку можно купить в сувенирном магазине, который располагался прямо на берегу. Туда я и направился. Добродушный продавец, у которого больше всего люди покупали пакетики с сухариками для кормления плавающих на озере лебедей, любезно рассказал мне, какая рыба водится в озере, и предложил к моим услугам небольшую упаковку с пареной зерновой смесью – что-то вроде птичьего корма, опарыши и кукуруза. Я купил всего понемножку – первое, второе и третье – все примерно по одному фунту, заплатил за билет (день ловли стоил 5,20 фунта) и отправился на указанный в билете номер пирса. Прикормив место, забросил удочку с двумя крючками, на один из которых я насадил маринованную кукурузу, а на другой пару опарышей. Поклевки долго ждать не пришлось, и вскоре на опарыш попалась примерно двухсотграммовая плотва. Через какое-то время я поймал еще плотвичку, несколько меньшего размера. Словом, в тот день я поймал пяток плотвиц, а поклевки карпа так и не дождался, а ведь, по словам продавца, в озере должны были в изобилии водиться лещ, линь, окунь, карась, щука. На обратной дороге я еще раз поговорил со встреченным ранее рыболовом, и он сказал, что сегодня погода совсем плохая для ловли. Но я был и без того счастлив, поскольку вдоволь налюбовался окружающим меня пейзажем с проплывающими красивыми лебедями и бьющим на середине озера фонтаном изо рта стоящей на хвосте огромной бронзовой рыбы.

В родном городе Шекспира. В один из дней после соревнований мы заехали в Стратфорт-на-Авоне – город, в котором родился и умер Уильям Шекспир. После посещения дома-музея я отделился от группы и, перейдя мост через реку Авон, пошел вдоль ее берега в надежде познакомиться с условиями местной рыбалки. По реке взад-вперед сновали наполненные туристами маленькие кораблики, чем-то напоминающие восточные джонки, на ухоженных газонах люди играли в гольф. Местами на реке встречались широкие разливы, заросшие водорослями.

Наконец я встретил рыболова. Он сидел под зонтом неподалеку от перекинутого через реку моста и ловил на два фидера-квивертипа. Уже накрапывал дождь, и когда я подошел к рыболову, вдруг начался ливень. Мне, однако, удалось перекинуться с рыболовом несколькими фразами и увидеть его трофеи, которые он при мне вынул из садка и отпустил в реку. В зеленоватую глубину уплыли два увесистых язя, три полуторакилограммовых леща и один усач. На мой удивленный вопрос рыболов ответил, что рыбу забирать с собой можно, но она ему не нужна. Из насадок, с помощью которых он добыл свой улов, были мне продемонстрированы черви типа дендробена, опарыш и горох. Еще рыболов сказал, что билет на однодневную рыбалку за 3 фунта можно купить в сувенирном магазинчике, расположенном у городского моста. Однако воспользоваться советами дружелюбного англичанина я не смог, поскольку сильный дождь лил в тот день не переставая, а я еще торопился попасть в церковь на противоположном берегу реки, где покоится прах великого Шекспира.