По Мане

Второй поход мы сделаем по Мане. Мана — река для сплава простая. Все реки делятся на пять категорий, в зависимости от тех препятствий, которые необходим преодолеть при сплаве. Самая простая категория сложности — первая, самая сложная — пятая. Мана в своей нижней части — река первой категории сложности, правда, за длину маршрута от Нарвы до устья Маны, за две шиверки в ее течении (у Урмана и Перекопа) к ней применяют и вторую категорию сложности, но это, пожалуй, небольшое преувеличение в оценке ее туристского качества.

Одним словом, по Мане можно сплавляться, не имея большого навыка прохождения рек, скажем, после нашего первого похода по Енисею.

Сплав по Мане занимает два дня. Для гарантии выезд на Ману назначается всегда на пятницу, и, если возможно, уже в тот же день желательно немного пройти по реке, чтобы сократить путь на последующие дни.

По реке Мане

От платформы Маганская автобусом добираемся до поселка Береть, расположенного на правом берегу Маны. При коллективном сплаве туристы, как правило, снаряжают специальную машину для доставки снаряжения и заказывают автобус для людей. По этим вопросам справляйтесь в городском клубе туристов.

Мана — река редкой красоты, большую часть лета с хорошей, прозрачной и чистой водой. В середине лета температура воды поднимается до 20 градусов, что в условиях Красноярска великое благо. Максимальный подъем воды в реке бывает в июне (коренная вода), затем начинается спад, во время дождей возможны временные небольшие подъемы воды.

Каждый сплав по Мане для меня лично всегда воспринимался как настоящий праздник. Хороши вдоль Маны леса, скалы, ущелья притоков, островные и береговые луга. Здесь летом много солнца, хорошая погода, безветрие.

Сплав по Мане на выходные дни начинается в поселке Береть, от которого до устья Маны два ходовых дня по средней воде. Впрочем, и по тихой воде — не больше, только тогда больше времени уйдет на плавание, меньше — на отдых, на наблюдение, на фотографирование, на рыбалку, на досуг.

Ниже Берети на правом берегу реки — плотбище. Бывало, заскобив два-три бревна, мы отправлялись отсюда в плавание вниз по реке до устья. Теперь на бревнах не плавают, у всех прекрасные туристские суда. Сегодня на Мане все еще идет молевой сплав леса. Это не тот ручной способ сплава, вещественные следы которого мы видели на речке Базаихе, это механизированный сплав, с помощью мощной техники, водометных судов, бульдозеров.

Итак, в путь — на Ману! Лодка отошла от берега, быстрое течение подхватило ее и понесло. Справа по берегу остается узкое ущелье ручья Зимник, по которому мы приехали из Маганска, и сразу же за ручьем поднимаются скалы. Между скалами и рекой невысокая терраса — плотбище. Вскоре Мана подходит к скалам вплотную и резко поворачивает на юго-запад. Справа в скальном прибрежном массиве довольно круто падает в Ману безымянная речка. По пей еще тридцать лет назад шел с Маны пеший путь на Красноярск. От Маны до устья Инжуля па Базаихе около пятнадцати километров. Дальше тропа пересекала Торгашинский хребет и выходила в городу. Теперь это все брошенные тропы, забытые, не нужные никому. А ведь они, наверное, годились бы для туристских целей, тем более что лежат вне территории заповедника.

Плес от скал до острова на Мане — открытый. Ниже скал в Ману впадает речка Снежная. Здесь начинается заповедник Столбы. По правому берегу он тянется до поселка Сосновка, теперь почти заброшенного. Правый берег Маны в пределах заповедника закрыт для туристов.

Мана у поселка Береть

В трех-четырех километрах ниже Снежной — справа — речка Князева, а за островом, на левом берегу, вливается в Ману речушка Дьячиха. Здесь перешеек манской петли. От Дьячихи Мана поворачивает почти на север. В повороте справа речка Киза. Мана делает петлю и вновь течет на запад. Справа — ущелье притока речки Выносной. Надо сказать, что все притоки Маны, за редкими исключениями, — это небольшие, круто падающие с гор ручьи. После утесов ниже Выносной по левому берегу и открывается такое вот исключение — широкая, хорошо разработанная временем и водами долина реки Изык. Утесы против устья Изыка носят название Изыкские утесы, Изыкские скалы.

До постройки ГЭС вверх по Изыку шла торная тропа на Енисей, в деревню Ошарово, теперь она используется только охотниками. Много есть таких забытых троп по тайге. Да и сколько деревень заброшено и забыто на самой Мане.

Ниже Изыкских утесов на правом берегу Маны кордон, за ним в двух километрах скатывается с гор речка Маслянка. И сразу же начинается крутая маслянская петля —очень красивое место: старые сосны над каменными ярами, волны реки, облизывающие скалы.

За маслянской петлей справа открывается широкая долина, тут впадают в Ману одна за другой небольшие речки — Малый Индей и Большой Индей. По последней шла когда-то тропа из Красноярска, по ней ходили туристы на однодневный сплав по Мане. Отправлялись в субботу, шли чуть ли не до полночи — через Центральные Столбы, мимо Манской Бабы, по Бабскому Калтату, на перевал, на верховья Большой Слизневой, по Поперечной…

В двух километрах от Большого Индея справа речка Сарла (Сарала), ниже, в устье реки Кандалик, дом лесника. Слева один за другим два притока — Большой и Малый Тюбили. А за Тюбилями на правом берегу бывший поселок Сосновка.

В предисловии к сборнику повестей В. Астафьева, изданному в Красноярске в 1974 году, автор пишет о себе: «… отец женился на бирюсинской женщине… переехали в Сосновку, что стоит вверх по Мане-реке, впадающей в Енисей в пяти верстах от нашего села». Перед нами и есть та самая Сосновка. Здесь начинается действие одной из ранних книг писателя — «Перевал», только Сосновка называется в книге Шипичихой на Маре. Хорошо узнаваемы места, о которых рассказывает автор: и поселок, и дом объездчика, и остров ниже поселка. В этих местах и ниже по Мане снимался фильм «Сюда не залетали чайки».

Перед Сосновкой справа впадает в Ману речка Солодовка, а слева река Толоконка. Ниже Сосновки — река Малая Сосновочка, по ней тропа на гору Кресты, на Большую Слизневу речку, на Столбы по Беркутянке и к деревне Овсянке, родине Виктора Петровича Астафьева.

За Сосновкой река поворачивает на север, и тут слева в нее впадает речка Большая Сосновочка. На реке — покосный остров, где косят сено, и потому — не мните трав, не портите покосов. Впереди снова скалы над Маной и поворот влево. На левом невысоком берегу Маны — большой луг с обилием цветущих трав, среди них и редкие, реликтовые: лилии, орхидеи, пионы, колокольчик скученный, кукушник, вечерница, обилие разнообразных ветрениц, живокости-дельфиниума и множество других. Вообще, Мана — это царство нетронутых цветов. Сюда воды реки выносят из Саянского высокогорья семена горных трав, и многие из них приживаются тут, а с устья заходят травы теплых зон, даже Западно-Сибирской низменности, например, горицвет сибирский, чабрец, ковыль. Словом, есть чем полюбоваться.

Обилие птиц, а среди них обычны иволга, зяблик, чечевица, несколько видов трясогузки, варакушка, соловей-красношейка, горихвостка, синехвостка, мухоловки, славки, вьюрки и великое множество других. Очень интересно наблюдать птиц в плавании. Вот впереди нас села стайка каких-то уток, они долго плывут перед нами, потом взмывают и улетают вверх по реке, чтобы снова начать свой сплав, свою охоту за пищей в реке. Вот сели на плывущее бревно две трясогузки: обыкновенная и горная. Они тщательно обследуют поверхность бревна, собирают с него все, что в пищу годится, и улетают вверх, чтобы повторить все сначала. Вот кружит над ревой орел-скопа — рыболов. Вот черной молнией пронесся над водой горный стриж.

А мы между тем входим в красивое место на реке — снова крутые излучины и петли, снова утесы над рекой. Слева почти рядом вливаются в Ману две Зырянки — Малая и Большая, и опять прямой участок на целых четыре километра, здесь река течет на запад. Остров Лиственный, а перед ним справа река Листвянка, в нижней части острова справа — река Сосновочка (сколько их на Мане, Сосновочек-то этих!). И уже почти перед поворотом налево, на юг, — река Мурашиха. В устье Листвянки хороший дом — бывший пикет Листвяги.

Новый поворот в скальных берегах — настоящий знак интеграла. Плывем на юг, на запад и снова строго на север. Остров на реке, и слева небольшая речушка Кубак с луговым урочищем Кубак, на котором останавливаются плановые туристы-водники, идущие по Мане от поселка Нарва. Место очень красивое, спокойное, какое-то умиротворенное. Удобный галечный берег, здесь хорошо купаться по теплой воде.

Перед поворотом реки на восток слева чистая речка Негнеть (Негнет). Тут тоже когда-то был пикет сплавщиков, дом стоит и сейчас. За поворотом река пошла на северо-северо-запад по длинному треку, справа подходит речка Большая Миля, а еще через полтора километра — Малая Миля (справа). Поворот направо, а слева под скалой устье речки Бежать. Здесь однажды прямо перед нами плыла через реку маралуха с мараленком. Это память. Каждый поход по Мане дает нам что-то новое, чего никогда не видел раньше.

В двух-трех километрах от Бежати в резком повороте налево единственный на всем пути от Берети до устья Маны порог, скорее порожек, шумливый, веселый но неопасный. Перед самым началом порога — так называемый Перекоп. Тут река делает петлю на четыре-пять километров, а основание петли сходится метров на сто. Встанешь из лодки, выйдешь на Перекоп-перешеек, и вот она — снова Мана, но уже на четыре километра ниже по течению. Сюда охотно совершают пешие походы из города в начале лета — покупаться, рыбу половить удочкой, ночь провести на таежном воздухе.

Перед Перекопом в Ману впадает ручей Соломенный, а в дальнем месте петли на правом берегу — бывший пикет Орлы.

За Перекопом Манская тайга кончается, слева еще щетинится стена леса, а справа к реке подступает оголеннная скала, сквозь которую пробивается последняя речка нашего похода — Каракуша. Еще один поворот, и вот перед нами поселок, от которого обычно все и уходят к поселку Усть-Мана, на пригородный автобус, на электричку. До Усть-Маны около шести километров, дорога идет довольно круто в гору, а потом до самой Усть-Маны пологий спуск.

Возможен сплав и дальше по Мане до лесного завала перед запанью. Отсюда до автобуса чуть ближе. Высадка происходит на левом берегу Маны, по запани переходим на правый берег, а там по сосновому бору — без подъема на гору — выход к остановкам пригородного транспорта. Можно от запани плыть дальше, в Енисей и до Красноярска.