Лыжня ГТО

Наверное, лыжней номер один в Красноярске можно назвать левобережную лыжню ГТО, начинающуюся в лыжном городке в Березовой роще и уводящую лыжника на кручи левого берега речки Караульной. Дорога туда и обратно дает тридцать пять—сорок километров пробега по горам и долинам. Лыжный городок лежит на высоте двухсот—двухсот двадцати метров над уровнем моря, а горы на лыжне поднимаются до пятисот метров и даже чуть выше, вот и получается, что дважды приходится одолевать высоту в три сотни метров.

Пионерские лагеря на Собакиной речке

Лыжня замаркирована указателями «Лыжня ГТО» и километровыми марками: «5 км», «10 км» и дальше через каждые два с половиной километра пути. Это означает расстояние от линии старта до данного места и обратно, то есть количество километров в оба конца.

От лыжного городка — места старта — лыжня идет на северо-запад, поднимается на более высокую террасу и по ней выходит к Гремячей сопке, к подножию трамплинов. Березовая роща, сосновые насаждения, снова березняки и вот — у второго трамплина — первая отметка: «5 км». Следовательно, у нас за плечами два с половиной километра пути.

Лыжня ГТО, 40-й километр

По северному склону Гремячей гривы лыжня медленно поднимается к отметке «10 км», которая находится за просекой ЛЭП, за пионерским лагерем «Радуга», оставшимся справа от нас. За отметкой «10 км» лыжня ветвится. Левая лыжня идет вокруг первых двух сопок Гремячей гривы и возвращается к лыжному городку. Длина этого маршрута составит около десяти километров. Вторая лыжня ведет прямо через поляну и вниз к Серебряному логу, знакомому нам по летним походам. Там она по правому склону лога идет вниз к дороге на подсобное хозяйство, поворачивает влево и по южному склону Гремячей гривы тоже выводит к лыжному городку. Длина этого варианта лыжни около четырнадцати километров.

Лыжня ГТО идет чуть вправо и вверх, к просеке ЛЭП, на Серебряную поляну. Подъем кажется при взгляде на него снизу крутым и длинным, а на самом деле он не крут и не длинен — около километра. На Серебряной поляне лыжня идет вдоль ЛЭП на юг (это сто—двести метров) и поворачивает в березняки к западу. Небольшой подъем, сосновый лес, некоторым соснам, наверное, за триста лет. Тут в сосняке отметка «15 км». От нее некрутой спуск вниз на поляну, в конце которой иногда есть лыжня вправо и вниз — этот отворот ведет к поселку плодово-ягодной станции. Спуск к поселку местами довольно крутой и требует от лыжника хорошего навыка спуска.

Лыжня ГТО идет по вершинам на запад-северо-запад. Небольшие спуски, небольшие подъемы, и вот уже у старой сосны мы видим отметку «20 км».

От старой сосны дальше по лыжне ГТО спуск в долину Собакиной речки, спуск довольно крутой, и немало лыж тут было поломано, особенно в верхней части склона. Тот, кто сломал лыжи, может вернуться в город таким образом: надо добраться до тропы-лыжни направо в конце березняка — это триста метров. Тропа выведет на автодорогу, к поселку плодово-ягодной станции. До нее больше трех километров. А если с лыжами все в порядке — снова на спуск по разреженному лесу (справа поляна на голом склоне холма), в сосновый бор, в конце которого будет новый спуск, уже не крутой, к отметке «25 км» — почти на самом берегу Собакиной речки.

Отсюда при желании можно спуститься по Собакиной речке к совхозу «Удачный» на конечную остановку двенадцатого маршрута автобуса. До него километров шесть—семь. Лыжня бывает и по левому, и по правому берегам речки, чаще по левому. Отсюда же можно уйти на платформу Овинный. От дома лесника мимо загородки (рассадника) поднимаемся вверх к автодороге и, перейдя ее, спустимся в лог Листвяжка, по которому до Овинного не больше километра. Здесь в последние годы проложены лыжни, в том числе и трассы соревнований. От отметки «25 км» до Овинного около двух километров.

Лыжня ГТО на сорок километров продолжается по правому истоку Собакиной речки, идет вверх, в привершинной части довольно круто, и выводит на Караульненское нагорье. По нему лыжня ведет на северо-запад к вершинам над Караульной речкой, там она поворачивает на север. Крутой спуск, небольшой подъем и поворот на восток. Вот отсюда можно отправиться на станцию Минино или на платформу Пугачево До них отсюда не более четырех-пяти километров (есть разные варианты пути). Дорога на Минино ведет по вершинам над речкой — несложные спуски, невысокие подъемы, справа остаются дачи, и вот уже впереди водокачка в поселке Минино.

На Пугачево лыжня идет вдоль Бугачевой речки. Здесь всегда народ, и можно справиться о пути у любого встречного.

От поворота на Минино основная лыжня ГТО идет на восток вниз, сначала довольно круто, потом полого, но все время вниз и вниз по светлым березнякам до пионерских лагерей на Собакиной речке (Березовый исток), вдоль лагерей к отметке «25 км». Отсюда возврат в город по той же лыжне, по которой мы пришли сюда.

Вот и вся лыжня ГТО. Она не может не понравиться, только по ней одной можно ходить всю зиму, и она будет восприниматься каждый раз по-новому, в зависимости от состояния погоды, снега и долготы дня.

Здесь же, в районе Гремячей гривы, есть и другие интересные лыжные маршруты, и наиболее техничный из них — лыжные трассы Спартакиады народов СССР. Они начинаются от лыжного стадиона (остановка двадцать шестого маршрута автобуса — «Лыжный стадион»). Трассы проложены недавно, но уже заслужили любовь красноярских лыжников. Трассы техничны, на них хорошие спуски и подъемы, они идут по красивым ландшафтам, содержатся в добром состоянии. Эти лыжные трассы хороши для тренировочных походов после работы в обычный день, а не только в выходной. Сюда можно прийти на час-два, это доступно и близко.