КАРАСИ ПРИИРТЫШЬЯ

Выезжаем часа за полтора до заката солнца. Из Омска нам нужно попасть на степные озера, ближе к границе с Павлодарской областью Казахстана. Дорога широкая, довольно приличная. Кругом солончаки. Лишь вдоль трассы мелькают тополя и дикие яблони да еще кусты черной смородины, посаженные чьей-то заботливой рукой. Временами то слева, то справа появляются березовые колки. Идем в юго-восточном направлении так, что пойма Иртыша остается слева.

Михаил опускает защитный козырек над ветровым стеклом – вечернее низкое солнце бьет в глаза. Наш «жигуль» прибавляет скорости. А вокруг бескрайняя степь. Как тут не вспомнить Павла Васильева – здесь его родина, город Павлодар. Эти степи, это широкое раздолье давали ему пищу для стихов:

И спокойна вода, и вот

Молчаливая тень скользнет:

Это синие стрелы щук

Бороздят лопухи излук,

Это всходит вода ясней

Звонкой радугой окуней!..

– Наша область, – говорит Михаил, – уникальна тем, что если ехать с севера на юг, можно увидеть тундру, тайгу, лесостепи и степи. Из крупных рек, правда, не густо: Иртыш, Омь да Ишим. Зато множество озер. Могли бы порыбачить и на Иртыше – он тут рядом, но перед твоим приездом прошли сильные дожди и вода в реке мутная. Клева, говорят, нет. А рыба здесь водится разная – осетр, стерлядь, щука, окунь, чебак. Есть и судаки. Но ничего, если найдем приличное озеро, без рыбы не останемся.

Переезжаем по дамбе небольшую протоку, и я замечаю сначала небольшие куртинки камыша, а затем и поблескивающие зеркальца небольших озер. В протоке ловятся окунь и чебак. Но мы решаем попробовать на одном из озер. Оно узкое, заросшее камышом, осокой и кувшинками. Достаем снасти. Облюбовав «окно» среди камышей, забрасываю снасть. Глубина около метра. Первая осторожная поклевка, и я вытаскиваю золотого карасика с яркими красными плавниками. «Пятачок» красив, но мал ростом. Отпускаю его обратно. Затем поймал еще несколько «карликов». Желание удить пропало. Собрал удочку и пошел в направлении кошары. Навстречу вышел чабан, молодой парень. Вежливо поздоровавшись, он сказал: «Зря вы тут остановились. Местные браконьеры приличного карася давно вычерпали бредешками. Видите вон ту деревеньку, рядом с ней глубокое хорошее озеро – там и карась берет до килограмма и даже больше».

Тем временем быстро начали сгущаться сумерки. Над водой появился туман. Мы уложили в машину снаряжение и поехали на озеро, которое рекомендовал чабан. Благо до него было рукой подать. Озеро действительно оказалось не только рыбным, но и привлекательным на вид. Через несколько минут наши поплавки замерли на воде. Их пока еще видно, но, судя по всему, вечернюю зорьку мы прозевали. Я достал пакет с прикормкой и бросил на всякий случай несколько горстей к поплавку Михаила, а потом и к своему. Тихо. У противоположного берега почти бесшумно сменяет место рыболов на резиновой лодке. Опустив якорь, он забрасывает удочку и тоже замирает в ожидании поклевки. Где-то несколько раз крякнула утка; неподалеку от меня плеснула ондатра, нарушив гладь воды. И снова тишина. Едва различаю белый пенопластовый поплавок. Вот мне кажется, что он слегка притопился, затем вылез почти до половины из воды и медленно пошел в сторону. Подсекаю, и удилище сгибается в дугу. Подсачека у нас нет, поэтому не спешу с вываживанием. Наконец карась выходит на поверхность, даю глотнуть ему воздуха и медленно подтягиваю к берегу. Подхватываю рукой добычу и выбрасываю на берег. Это оказался довольно крупный серебряный карась. Взял он на катышек манной каши, сдобренной подсолнечным маслом. Забрасываю снова. И снова поклевка. Смотрю – и Михаил шумно вываживает карася.

Стало совсем темно. Вдохновленные первыми трофеями, мы прекращаем рыбалку. Надо запастись дровами, развести костер, вскипятить чай.

Спать пришлось в салоне машины, предварительно выгнав с помощью полотенца комаров. Вообще кровососущих здесь великое множество, и ведут они себя крайне агрессивно, особенно ночью и на ранних зорях. Это, пожалуй, единственное, что «смазывает» эффект хорошей рыбалки.

Утро выдалось тихое, туманное. Чуть свет мы, на скорую руку позавтракав, уже сидели с удочками в руках. Михаил наживил червя, а я пробовал ловить на манно-геркулесовую кашу. Брал карась с ладонь величиной. Но вот Миша подсек и даже привстал. Я сразу понял: карась у него взял крупный. С большим трудом он выволакивает его на берег. Весом он явно за килограмм.

– Молодец, Миша, – говорю я... На червя?

– Да нет, этот взял на мятый белый хлеб...

Сколько ловлю карася, не перестаю удивляться. Даже в течение одного утра вкусы у него могут резко меняться в строгом соответствии с привередливостью этой рыбы. То ему подавай мотыля, которого местные рыболовы называют еще «малинкой», то хлеб, то тесто или затируху из манки. Даже конкретное место влияет на выбор насадки. В этом я убедился и на сей раз. После того как у противоположного берега рыболов, удивший с резиновой лодки, завел в подсачек крупного карася, я спросил: «На что ловите, если не секрет?» И услышал в ответ: «На червя... Мы здесь завсегда только на него ловим». А у нас с Михаилом карась на червя не брал. Может быть, местные удильщики вымачивают червей в подсолнечном масле, чесночном соке или другом снадобье. Но об этом расспрашивать рыболова посчитал неудобным. Да и клев у нас начался такой, что было не до выяснений.

После очередной подсечки снасть у меня заколодило – ни взад, ни вперед. Но вот карась, опомнившись от первого шока, упрямо пошел в глубину. Я даже и не заметил, как, сдавая леску (поводок диаметром 0,15 мм), оказался выше колена в воде. Смотрю: на помощь бежит Михаил. Подоспел он вовремя и весьма кстати. Болотные резиновые сапоги мои засосало в ил, и я мог совершать манипуляции лишь руками. Пришлось передать удилище напарнику. Михаил осторожно подвел к моим ногам притомленного карася. В мутной воде я подхватываю его под жабры и с трудом выбираюсь на берег.

– Вот это уже настоящий трофей, кило на два наверняка потянет, – явно довольный басит Михаил. А у меня еще долго не проходит дрожь в руках и сладко щемит сердце.

Ближе к обеду клев прекратился, и мы отправились в обратную дорогу. А вечером я угощал омских родственников самолично поджаренными, с хрустящей корочкой карасями. И все нахваливали блюдо. Местный карась удивительно вкусен именно в жареном виде. Поймали вдвоем ни много ни мало – ведро рыбы, не считая моего великана, которого запекли в микроволновой печи, залив сметаной.

Проезд из Омска автотранспортом до степных озер на юге области.